animateMainmenucolor
Главная / Инженерно-геодезические изыскания / Лазерные приборы для разбивочных работ

Лазерные приборы для разбивочных работ, планово-высотного контроля и задания направления



Съемка подкрановых путей

Лазерные геодезические приборы также применяются для съемки подкрановых путей. Для обеспечения бесперебойной работы мостовых кранов в цехах промышленных предприятий периодически производят геодезическую съемку подкрановых путей, заключающуюся в определении планового и высотного положения рельсов.

К состоянию подкрановых путей предъявляются жесткие требования, поскольку перемещения мостовыми кранами больших грузов вызывают изменения в положении несущих колонн, а следовательно, и деформации подкрановых путей. Деформации вызываются, кроме того, неравномерными осадками фундаментов несущих колонн сооружения, температурными влияниями на конструкцию и др. В результате возможен перекос крана, преждевременный износ рельсов, балок, реборд ведущих колес крана и другие нарушения эксплуатационных норм. Эта операция выполняется обычными методами в довольно сложных условиях, так как подкрановые пути проходят на высоте 20-40 м от поверхности пола и не имеют ограждения, а ширина площадки, где закреплены рельсы, обычно имеет ширину менее 1 м.

При съемке подкранового пути расстояние между осями рельсов обычно измеряют стальной рулеткой. Высоту головки рельса над исходной точкой определяют с помощью нивелира, а прямолинейность пути — створным методом. Как правило, в цехах заводов из-за плохих условий освещенности и сильных конвекционных потоков воздуха можно произвести съемку пути на расстоянии 40-70 м с одной точки стояния теодолита или нивелира. Применение же лазеров позволяет с одной установки прибора проконтролировать положение рельса на участке 300-400 м. Это достигается благодаря высокой плотности энергии лазерного пучка, причем условия освещенности в цехе не имеют почти никакого значения. Пучок лазерного излучения (рис. 5.18), ориентированный по проектному положению оси рельса 3 и наблюдаемый визуально, является той базисной линией, относительно которой с помощью специального экрана 2 можно измерить деформацию головки рельса в плане и по высоте.



Рис. 5.18. Схема определения положения рельса в плане и по высоте
а — расположение лазерного прибора, рельса и экрана; б — экран; 1 — лазерный прибор; 2 — экран; 3 — рельс; 4 — уровень; 5 — проекция пучка лазерного излучения на экране

Положение оси рельса относительно прямолинейного лазерного пучка определяют визуально по проекции пучка на экране. Экран последовательно устанавливают в требуемых точках и берут отсчеты по «центру тяжести» светового пятна, т. е. по максимуму освещенности.

При небольших расстояниях между лазером и экраном наблюдается четкая дифракционная картина. При увеличении расстояния за счет удлинения пути луча в атмосфере начинают сказываться случайные изменения параметров лазерного пучка, вызываемые флуктуациями показателя преломления воздуха, и поэтому дифракционная картина становится размытой.

При съемке подкранового пути допустимая ошибка определения положения оси рельса в плане характеризуется величиной 2-3 мм.

На рис. 5.19 приведены графики, полученные при съемке подкранового пути длиной 270 м лазером и теодолитом.

Рис. 5.19. График ошибок, получаемых при съемке планового положения рельсов подкранового пути на участке 270 м
Штриховой линией показано положение оси рельса по результатам съемки лазерным прибором, сплошной — по результатам съемки теодолитом

Измерения в прямом и обратном направлениях по каждой нити рельса выполнялись дважды с применением лазерного прибора и дважды с применением теодолита. При съемке лазерным прибором потребовалось сделать только одну станцию, а при съемке теодолитом — четыре. Результаты обеих съемок контролировались значениями расстояний между осями рельсов, полученными из непосредственных измерений стальной рулеткой, принимаемых за истинные величины.

Ошибки определения оси рельсов 1 и 2 с помощью лазерного прибора и теодолита оказались одинаковыми (3 мм), но затрата времени на съемку с помощью прибора меньше, чем при съемке теодолитом.

Процесс съемки подкранового пути лазера довольно легко автоматизировать. В этом случае на кране непосредственно над снимаемым рельсом устанавливается устройство, которое позволяет автоматически определять пространственное положение лазерного пучка в момент съемки. Другой вариант автоматизации возможен, если для записи результатов съемки использовать видеокамеру, установленную рядом с лазерным прибором, задающим референтную линию.


термины:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Я






Буровые установки (агрегаты, станки) шпиндельного типа

Глубина бурения, м
100 м
300 м
500 м
800 м
2000 м

Буровые установки с подвижным вращателем

Глубина бурения, м
до 15 м.
до 25-50 м.
до 100 м.
до 300 м.
до500 м.
до1000 м.
до2000 м.

Буровые установки роторного типа для бурения скважин

Глубина бурения, м
до 25-50 м.
до 200 м.
600-800 м.
Глубина бурения 2000-3000 м.

Самоходные буровые установки для бурения скважин

Установка самоходная подъемная Азинмаш-37А1
Установка для устройства буронабивных свай СО-2
Агрегат для заглубления винтовых анкеров АЗА-3
Cамоходный буровой агрегат БА 15.06, 1БА15н.01, 1БА 15к.01
УРБ-3А3.13 самоходные и передвижные буровые установки
БА-63АВ Буровой агрегат на шасси КАМАЗ
БТС-150 станок буровой тракторный
Установка бурильно-крановая гидрофицированная типа УБКГ-ТА

Буровые установки и оборудование для глубокого бурения

Глубина бурения, м
Глубина бурениядо 3200м
Глубина бурения до 4000 м
Глубина бурения до 5000м
Глубина бурения 6000- 8000 м